Военное право

После того как в 1991 году структуры судебной власти Советского Союза были упразднены, возник вопрос относительно дальнейшей судьбы как военных трибуналов, так и всей Военной коллегии. Согласно постановлению Президиума Верховного Совета о военно-судебных органах, которые дислоцируются на территории РФ, а также соответствующему постановлению о военных трибуналах Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР, в том числе военные трибуналы, которые дислоцирующиеся на территории России, входят в состав  судебной системы Российской Федерации.

По инициативе Верховного Суда РФ на очередном съезде народных депутатов России соответствующим Постановлением СНД от 21.04.1992 N 2709-1 были внесены изменения в Конституцию РСФСР, согласно которым военные трибуналы становились частью судебной системы Российской Федерации. При этом военным трибуналам возвращалось их прежнее название — военные суды.

Современный этап в развитии военного права начался в декабре 1993 года после принятия Конституции Российской Федерации. В Конституции по-новому ставились задачи судебной власти, а также пути их реализации. Данный этап характеризуется коренным преобразованием системы военных судов.

На начальном этапе реформирования было принято Постановление Пленума ВС Российской Федерации относительно судебной защиты прав военнослужащих от каких-либо неправомерных действий как воинских должностных лиц, так и органов военного управления, а также Закон РФ относительно обжалования в суде действий и решений, которые нарушают права и свободы граждан. Новое военное законодательство давало право военнослужащим обращаться в военный суд с целью защиты от неправомерных действий (решений) воинских должностных лиц, либо органов военного управления. Отныне реализация защиты нарушенных прав и свобод стала возможной.

Однако международное военное право было развито гораздо детальнее, поэтому в дальнейших законодательных актах Российской Федерации наблюдается закрепление и развитие прав военнослужащих. К примеру, можно назвать Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих». Право на военную пенсию определялось согласно Закону Российской Федерации касательно пенсионного обеспечения проходящих военную службу лиц и их семей, а также служащих в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе и так далее. С того же года жалобы военнослужащих начали рассматриваться военными судами в порядке гражданского судопроизводства. В роли надзорной инстанции по военным делам выступила Военная коллегия. Окончательное правовое оформление современных органов прокуратуры РФ наступает с принятием новой редакции Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в 1995 году. Теперь появилась возможность реагировать даже на военное преступление в международном праве. Согласно данному документу органы военной прокуратуры на законодательном уровне являются самостоятельными структурными подразделениями в новом составе прокуратуры России.

Федеральный конституционный закон относительно судебной системы Российской Федерации устанавливает положения по формированию единой судебной системы Российской Федерации, где военные суды являются неотъемлемой частью. Окончательное реформирование военно-судебной системы РФ, в результате которого были созданы самостоятельные и полностью независимые от органов исполнительной власти суды, завершилось в 1999 году. Отныне военные суды становятся гарантом законности и справедливости в крайне важных государственных структурах — Вооруженных Силах Российской Федерации, воинские формирования и других родах войск, а также федеральные органы исполнительной власти, где согласно действующему законодательству предусмотрена военная служба.

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.